Facebook проанализирует пользователей по-новому

B2BSecurity
В ответ на негативную реакцию общественности по поводу экспериментов над пользовательской аудиторией Facebook опубликовал изменения правил работы для своей команды аналитиков. Однако обновленный свод правил по-прежнему не предполагает взаимодействия с испытуемыми.

В начале октября CTO Facebook Майк Шрепфер (Mike Schroepfer) опубликовал пост об изменениях правил анализа поведения пользователей социальной сети. Предпосылкой появления новых правил игры для аналитиков Facebook стал инцидент летом 2014 г., когда стало известно об «эмоциональном» эксперименте по изучению пользовательского поведения. По мнению экспертов, эта тема заслуживает внимания хотя бы потому, что не входит в ежедневные сводки криминальных новостей, связанных с украденными паролями и реквизитами банковских карт, а потому не вызывает у обыкновенных пользователей чувства собственной незащищенности.

Тем не менее, информация о подобных манипуляциях появляется в сети все чаще. Агентство DARPA заказывает исследование социальных медиа с целью изучения возможностей пропаганды, сайт знакомств OkCupid экспериментирует с выдачей недостоверных сведений о совместимости профилей своим клиентам. Эксперименты являются неотъемлемой частью совершенствования продукта для большинства сервисов.

Но умышленная модификация выдачи контента пользователю на протяжении определенного времени с четко поставленной целью изменить его эмоциональное состояние — это прямая угроза безопасности не только каждого участника эксперимента, но и окружающих его людей. В теории, участвовать в подобных экспериментах могут только согласные с их условиями добровольцы, которым психологическое состояние позволяет подвергаться подобным воздействиям. Новый свод правил для аналитиков Facebook обещает более внимательное отношение к процессу проведения исследований, привлечение специалистов различного профиля, в том числе по политике конфиденциальности, консультации с научным сообществом и более тщательное обучение сотрудников. Также результаты исследований будут выложены в свободном доступе. Однако, несмотря на многочисленные претензии и разбирательства, документ не предполагает взаимодействия с пользователями по вопросу их участия в экспериментах.

Существуют ли способы, позволяющие рядовому посетителю сайта определить, что выдача контента для него была модифицирована аналитиками? По мнению Натальи Соколовой, руководителя проекта Brand Analytics компании «Ай-Теко» (система мониторинга и аналитики социальных медиа), выявить это нереально: «Необходимо понимать, что выдача контента всегда будет выборочной. Невозможно показать обновления всех контактов на одной странице».

«Разные интернет-сервисы используют различные методики формирования контента из множественной выборки: по времени, частоте активности контактов, по количеству друзей и др. Система старается привлечь пользователя наиболее интересной с точки зрения методологии ее создателей информацией и задержать нас максимально долго. Новые идеи тестируются постоянно, методологии выдачи могут меняться, но пользователи никоим образом не узнают об этих изменениях», — добавляет Наталья Соколова.

В качестве возможной защиты от подобных манипуляций эксперт предлагает рассмотреть возможности самого сервиса: «Например, если система позволяет настроить выдачу по критерию, выбранному самим пользователем — скажем, по времени размещения материалов. Или воспользоваться сторонними приложениями, предполагающими подобные возможности».